Всем известно, что двигателем большинства компаний является отдел продаж. На настоящий момент ярко выражен интерес работодателей к привлечению новых «продажников». Компании либо выходят в новые регионы, завоевывая территории, либо расширяют существующий отдел в связи с желанием увеличить объем продаж, либо обновляют «кровь», меняя старых сотрудников на более амбициозных и результативных. Это можно отметить по количеству размещенных вакансий на job-порталах и активности клиентов нашего Агентства (существующих и потенциальных).
Посмотрим на статистику на примере специализации «Продажи: оборудование», рынок B2B, период – текущий месяц (июнь 2012 г.), где сейчас наибольший спрос со стороны работодателей. По данным известных федеральных job-сайтов, соотношение «кандидаты/вакансии» выглядит следующим образом: Москва – 1 к 1,1; Санкт-Петербург – 1 к 1,7; Екатеринбург – 1 к 2,3; Новосибирск – 1 к 3,2. Это – грубая статистика, и в то же время наглядная.
Продажи B2B мы взяли лишь для примера. В целом аналогию можно провести и по другим специальностям: главный бухгалтер, менеджер по персоналу, кладовщик, IT специалист.
Взгляд Работодателя
Наша вакансия – это мечта любого кандидата. И даже самый классный кандидат должен доказать, что он Достоин нашей компании. Потому что мы – лучшие! И мы будем выбирать будущего сотрудника в свою команду до тех пор, пока не найдем идеального: высокопрофессионального, с адекватными зарплатными ожиданиями, мотивированного только на нашу компанию и еще чтобы глаза горели! А пока мы будем встречаться, общаться с кандидатами. И чем их будет больше, тем лучше: 5, 10, 20... И если кто-то понравится нам, мы оставим в резерв, чтобы посмотреть еще, вдруг найдем еще лучше. Через месяц-два-три определимся и выберем «звездочку». Это же кандидатам нужна работа, значит в их интересах – ждать…и надеяться.
Взгляд Кандидата
Действительно классных кандидатов по профессиональным навыкам и личностным качествам на рынке единицы. И эти кандидаты чувствуют свою уникальность, у них «на руках» по несколько предложений: одно лучше другого, либо несколько идентичных. Поэтому выбор в пользу той или иной компании кандидаты делают достаточно быстро – неделя, две. Это достоверный факт! Выбирают по принципу: кто быстрее из достойных компаний сделал предложение – туда выхожу либо самое лучшее, исходя из своих мотивационных критериев (для кого-то это бренд компании, уровень ответственности, функционал, а для других – уровень заработной платы и расширенный компенсационный пакет итд). Ценных кандидатов при увольнении удерживают текущие работодатели, предлагая «контроффер», - не хотят терять таких сотрудников. (У меня был случай, когда «контроффер» сделали секретарю!)
Даже для весьма средних кандидатов появляются предложения от работодателей, и они трудоустраиваются еще быстрее, осознавая, что это их шанс, и не хотят его упускать.
Есть и такие кандидаты, которые, может быть, и хороши, но уж слишком разборчивы (вразрез объективным факторам) или искусственно набивающие себе цену. Наверное, проблема в завышенной самооценке и избалованности количеством вакансий на рынке труда. Не так давно я общалась с отличным кандидатом, с рынка B2B, который прекрасно подходил по всем критериям на позицию одного нашего уважаемого клиента. Он понравился компании. Но в последний момент он отказался, объяснив тем, что сейчас загружен проектами, и это не самое интересное предложение для него. В следующий раз ему была предложена вакансия с более интересными условиями и функционалом. Он вновь отказался. На третьем предложении от нашего Агентства кандидат заявил, что он заметил, что вакансии поступают для него с каждым разом все лучше и лучше, поэтому он не готов общаться с нашими клиентами-работодателями, т.к. еще подождет более интересного предложения. Подобный подход кандидатов нельзя назвать серьезным, зрелым. Больше мы кандидату ничего не предлагали, понимая, что мотивации на рассмотрение предложений от работодателей у него нет, а значит, он вряд ли будет эффективным сотрудником у нашего клиента. Есть кандидаты, которые с каждым месяцем поднимают свои зарплатные ожидания тысяч на 10, а то и на 20, плюс к тому они бы хотели видеть в компенсационном пакете ДМС для всей своей семьи, автомобиль и беспроцентную ссуду на квартиру. И все бы хорошо, пусть себе работают, так ведь «свободных кандидатов на рынке не так много», и квалификация не всегда отвечает ожиданиям кандидатов. У рекрутера ничего не остается, как вести переговоры и мотивировать на рассмотрение вакансий работающих кандидатов.
Реальность
Конечно, каждый ищет лучшее. Но, как известно, лучшее – враг хорошего. И здесь самое главное, расставить приоритеты, в чем именно Вы сейчас нуждаетесь и так ли нуждаетесь (будь Вы работодателем или кандидатом). Знать себе цену – это хорошо, но не стоит перегибать палку. Может получиться как в сказке Пушкина «О рыбаке и рыбке»: «Не хочу быть вольною царицей, хочу быть владычицей морскою», - и остаться у разбитого корыта.
Но однозначно можно сделать вывод, что рынком труда вновь правят кандидаты, как бы к этому негативно ни относились работодатели, и как бы ни хотелось рекрутерам вновь увидеть море достойных кандидатов, желающих рассмотреть имеющиеся у них вакансии. Вспомним конец 2008, 2009 гг, когда в кризис был избыток кандидатов, которым была ОЧЕНЬ нужна работа, и при этом они готовы были пойти на любые условия и должность. Да, работодатели скинули, в первую очередь, балласт, но ведь, порой компании вынуждены были сокращать и достойных специалистов. Для работодателей, у которых были открыты вакансии в тот период, было раздолье в плане выбора, имелись все средства для манипуляции кандидатами, и вакансии закрывались лучшими с рынка кандидатами. НО сегодня соискатели снова «на коне», выдвигают свои условия и требования. И если Компания не готова в чем-то принимать правила игры Кандидата, идти навстречу ему, то тот разведет руками и без труда и сожаления устроится в другую компанию, на лучшие условия, где внимательно отнесутся к его ожиданиям и пожеланиям и в чем-то пойдут навстречу. И все счастливы, кроме той компании, которая упустила интересного кандидата, продолжает поиск, но так и не может найти свой Идеал…И кроме тех кандидатов, которые хотят «быть владычицей морскою». Работодателю стоит рассматривать вложение в достойных кандидатов как инвестиции, которые окупятся с торицей, когда те станут эффективными и лояльными сотрудниками. А кандидатам совет: не рубить с плеча, общаясь с потенциальными работодателями и рекрутинговыми агентствами, более зрело и проактивно отнестись по отношению к построению своей будущей карьеры.
Будьте осторожны в своих желаниях, будьте открытыми, гибкими и быстрыми в принятии решений, и тогда Вы, Кандидат и Работодатель, найдете друг друга!
Источник - JOB.ru
Окунцева Ксения
Старший консультант по подбору персонала
Руководитель проекта «Мониторинг заработных плат»
Агентство рекрутинга «Люди дела»
www.ldelo.ru
|