| Сотрудники глобального офиса PwC занимаются исследованиями трендов и с оставлением прогнозов развития, в том числе рынка труда. Они призваны дать ответы на вопросы, где мы будем работать в 2022 г., как нашу привычную рабочую среду изменят информационные технологии, социальные сети, большие данные (Big Data), искусственный интеллект, глобализация, экологические и демографические вызовы, найдется ли в будущем мире место менеджерам по персоналу. Основой для такого прогнозирования служат исследования. Так, в рамках нашего исследования «Будущее трудовой деятельности: путешествие в 2022 год» консультанты PwC опросили 10 000 специалистов в Китае, Индии, Германии, США и Великобритании, а также 500 директоров по персоналу, чтобы узнать их мнение о том, как изменится рабочее пространство в ближайшие несколько лет.
Выяснилось, что две трети респондентов считают, что мир будущего будет полон возможностей и они будут в нем успешны. По их мнению, к 2022 г. врачи научатся проводить бесконтактные операции, находясь в разных странах с пациентом, у нас появятся машины без водителей, в отелях будут работать роботы, студенты будут обеспокоены проблемой безработицы, граница между работой и жизнью будет размываться и особое значение приобретет забота о здоровье сотрудников. Как показал наш анализ возможных сценариев развития трудовой деятельности, у участников опроса сформировались три разных варианта представлений о будущем с условными названиями «голубой мир», «оранжевый мир» и «зеленый мир».
В голубом мире будут властвовать корпорации, чье влияние будет сравнимо с влиянием государств. Это мир денег, амбиций и безудержной карьеры, мир жестокой войны за таланты, которым будут предлагаться высокое вознаграждение, статус и стабильность. Сотрудничество корпораций с лучшими университетами будет являться залогом генерации и внедрения инновационных идей. Технологии позволят не только моделировать профили лучших кандидатов с учетом всех необходимых компетенций, но и измерять продуктивность каждого человека. Разрыв между успешными и неуспешными сотрудниками будет расти. В обмен на деньги и карьеру корпорации получат право осуществлять постоянный мониторинг выполнения заданий и поддержания здорового образа жизни сотрудников на работе и вне ее. Интересно, что более 30% опрошенных (в основном молодежь) не видят проблемы в сенсорном контроле за их эффективностью. Роль управления персоналом возрастет: HR-директор будет находиться в центре стратегической и операционной функции управления процессами в компании и, возможно, будет соединять две роли – управление талантами и финансами. Основной фокус работы будет сосредоточен на работе с метриками и глубоком анализе данных, поступающих из разных источников в целях дальнейшего повышения эффективности. HR-профессионалам придется освоить финансовые дисциплины, аналитику и статистику, чтобы правильно оценивать, вознаграждать и мотивировать успешных и амбициозных сотрудников голубого мира.
В оранжевом мире развитие технологий приведет к появлению новых бизнес-моделей, которые позволят небольшим группам успешно конкурировать с гигантскими корпорациями за счет минимизации издержек, инновационности и большей скорости изменений. Но гибкие бизнес-модели означают и карьерную гибкость: работа по бессрочному найму уйдет в прошлое, и профессионалы-контрактники будут свободно перемещаться по миру, не принадлежа корпорациям и делая проекты, которые им интересны. Сотрудники будут лояльны профессии, а не конкретному работодателю, возрастет роль и значение профессиональных сетей и сообществ. В оранжевом мире роль управления персоналом может сузиться до найма и администрирования контрактов. Совсем небольшие компании будут обходиться без HR-функции, при необходимости на время нанимая внешних специалистов по персоналу. 40% респондентов выразили уверенность, что традиционный рынок найма уйдет в прошлое и каждый кандидат будет представлять свой собственный персональный бренд, в связи с чем возрастет важность и значение профессиональных и коммуникативных компетенций.
Зеленый мир – это мир социальной ответственности. Респонденты не исключают, что экологические проблемы и нехватка ресурсов приведут к осознанию социальной ответственности бизнеса в противовес знаменитому утверждению Милтона Фридмана, что социальная ответственность бизнеса – это только наращивание прибыли. В зеленом мире компании будут озабочены решением социальных, этических и экологических вопросов, а отличительной чертой станет тесное взаимодействие клиентов, поставщиков и общества ради достижения социально значимых целей и сохранения окружающей среды. При этом стремление сохранить окружающую среду будет вызвано не столько внутренним желанием людей, сколько необходимостью разумного и экономного использования ресурсов планеты. В зеленом мире функция управления персоналом сконцентрируется вокруг человека. Основными задачами менеджеров по кадрам станут обучение, адаптация и поддержка персонала, создание положительной атмосферы и социально значимого бренда, а также забота о здоровом образе жизни сотрудников. Отделы персонала сосредоточатся на продвижении корпоративных ценностей и соблюдении высоких внутренних этических стандартов. 65% опрошенных желают работать в социально ответственных компаниях. Каким бы ни оказался трудовой мир 2022 г., он в любом случае не будет однополярным. Но при любом сценарии потребуется развивать профессиональные навыки, а также умение понимать точку зрения других людей, строить отношения и работать на общую цель.
Автор – руководитель функции управления талантами, директор PwC в России
|